Пассаж Попова-Джамгаровых: отражение истинной Москвы. Важная архитектурная доминанта в сердце столицы

Кузнецкий мост, 12 — представительный дом, который известен своими знаменитыми владельцами и торговыми предприятиями Москвы XVIII—XX веков. Здание — первопроходец в разных сферах Московской жизни
Есть предложения
1877 г.
архитекторы: Каминский А.С., Резанов А.И., Червенко И.Ф.,
Эрихсон А.Э.
Объект культурного наследия в древнерусском стиле
Расположение
ЦАО, Мещанский, Кузнецкий мост, д. 12

В 1873 году почётный гражданин Москвы, знаменитый купец-чаеторговец Константин Попов приобретает крупное владение на Кузнецком мосту, 12. Земельный участок под владением ограничен улицами Кузнецкий мост, Неглинная, Пушечная и Рождественка.
Константин Семёнович решает разобрать питейную лавку и несколько строений, расположенных на участке, и построить новый, современный Московский пассаж. Пассаж – крупное торговое здание с крытым сквозным проходом между Кузнецким мостом и Пушечной улицей (ранее Софийкой).
Первый проект пассажа разрабатывал русский архитектор Александр Каминский. На территории владения планировалось возведение здания, состоящего из трёх примыкавших друг к другу объёмов. Два трёхэтажных корпуса на всю ширину участка от Кузнецкого моста до Пушечной улицы и двухэтажного дворового корпуса с отступом от боковых границ для сохранения пространства внутри двора.

Проект Каминского был реализован частично. В 1877 году возвели только трёхэтажный торговый корпус с подвалом на Пушечной улице. В архитектурном оформлении корпуса автором использовалась симметрия фасадной композиции, равномерное расположение проёмов, акценты на центральной и боковых частях дома. В здании устроены проездные арки во двор.
Доподлинно не известно, почему проект Каминского не был доведён до логического конца. Но в том же 1877 году Попов заказывает архитектору Резанову А.И. проект оставшихся не построенных корпусов по Кузнецкому мосту и внутри двора.

Проект Резанова по конфигурации плана был похож на проект Каминского. Резанов внёс ряд изменений, здания прибавили этажности. Корпус на Кузнецком мосту стал пятиэтажным, корпус во дворе - трёхэтажным. Оба здания имеют подвалы.
Вдоль продольной оси всех корпусов в уровне трёх этажей была сделана сквозная проходная галерея, которую в дворовой части перекрывал световой фонарь.
Проходная галерея в здании на Кузнецком мосту не имеет верхнего освещения из-за наличия жилых помещений на 4 и 5 этажах.

В оформлении фасада зданий были использованы элементы венецианского палаццо периода Высокого Возрождения. Интерьеры были оформлены в стиле ар-нуво лучшими русскими мастерами по французским эскизам.
В 1883 году по проекту Червенко И.Ф. центральная галерея в здании на Кузнецком мосту была продлена до Пушечной улицы, что позволило связать две улицы сквозным проходом.
В 1899 году Константин Попов продаёт здание братьям Джамгаровым.
Джамгаровы приобретали пассаж для размещения собственного банка. Пассаж частично переоборудовали под банк, оставшуюся часть свободных помещений сдавались в аренду под магазины, склады, конторы и жильё. В галерее дворового корпуса был оборудован кассовый зал.

Центральный вход отмечен своеобразным рустованным портиком из чёрного лабрадорита, выполненным в 1906 году по проекту архитектора Эрихсона А. Э., при приспособлении части помещений под банк.

Пассаж Попова отличался от других пассажей того времени и был первопроходцем в следующих решениях:

1. Этажность здания возросла до 5 этажей, а этажность торговой галереи - до трёх ярусов. На исторических фотографиях видно, как Пассаж Попова-Джамгаровых возвышается над всеми остальными домами по Кузнецкому мосту.
2. Впервые появились обходные галереи и соединительные мостики на уровне 2 и 3 этажей;

3. Появились подвалы для хранения товара. Ранее продавцы хранили товар в торговых рядах и в магазинах.

4. Помимо магазинов в пассаже стали размещаться конторы и жилые помещения.

5. Загрузка товара в подвал выполнялась через внутренние дворы, въезд на которые осуществлялся через проездные арки со стороны Пушечной улицы.
История развития ритейла в Пассаже Попова-Джамгаровых
Арендаторами Пассажа Попова-Джамгаровых были престижные и респектабельные магазины и компании Москвы.

Магазин Третьякова и Мещерина. Полотняные и бумажные товары, русские и заграничные чулки, носки, бархатные ковры.

Кондитерская и кофейня «Сиу энд Ко». Продажа дессертов, шоколада и жжёного кофе. Предприятие было первым в России по производству шоколада.

Товарищество «Братья К. и С. Поповы». Поставщик Двора Его Величества.
Торговля чаем, сахаром и колониальными товарами.

Магазин Шарапова. Бахрома, шёлк, пуговицы, чулки, бархатные ленты.

Меховые изделия Белкина.

Итальянский магазин Лукачини. Золотые, серебряные и бриллиантовые вещи.

Ювелирный магазин Фульда.

Магазин Рахманова. Дамская, мужская и детская обувь. Был удостоен множеством золотых медалей и наград.

Магазин фирмы «Лион». Дамская мода.

Магазин Гебель. Детские игрушки и подарки.

Магазин «А ла туалет». Галантерейные товары и предметы роскоши.

Магазин Сорокина. Печатный фабрикант.

Юридические книги Скорова.

Магазин Журина. Кружева, ленты, тюль, тесьма, шёлк.

Фотография Эйхенвальда.

Редакция журнала «Русское обозрение».

Телеграф.

На 2 этаже располагался базар ремесленных изделий. Учреждён при Взаимно-вспомогательном обществе ремесленников в Москве.

В 1882 году в корпусе по Кузнецкому мосту была открыта первая московская телефонная станция. Константин Попов стал первым московским абонентом.

В 1885 году на фасаде здания появилась первая в Москве световая реклама. Слово «Пассаж» было выложено из световых лампочек.

Константин Попов увлекался искусством и живописью, был страстным коллекционером. В Пассаже регулярно проходили выставки картин, которые Попов приобретал в заграничных поездках и выставлял в собственном Пассаже. Не обделял вниманием Попов и русскую живопись, организовывал частные выставки для русских художников Айвазовского И., Ярошенко Н. и других живописцев.

В 1894 году в Пассаже открылось «Русское фотографическое общество». Здесь часто выступали русские учёные, профессора и академики. Чуть позднее в 1908 году открылась редакция журнала «Вестник фотографии».

Оценочные ведомости Москвы в 1916 году (пассажем владели Джамгаровы) указали, что чистый доход от сдачи в наём помещений составлял более 126 тыс. рублей. Современными цифрами эта сумма составляет 200 млн. рублей.

После Революции в 1917 году здание занимали в основном государственные учреждения: Росстарх, курсы врачей Министерства здравоохранения, бюро фирмы Сименс, райсовет.

В 1930 годах в здании размещалась главная контора «Торгсин».

В 1958 году большую часть площадей отдали под Государственную научно-техническую библиотеку. В корпусе со стороны Пушечной улицы располагались различные административные учреждения – Мосгорсправка, отделение милиции и др.
В 1980-х годах первые этажи корпусов на Пушечной улице и дворовый корпус были переданы компании «Бурда моден», фирма частично осуществляла реставрацию с приспособлением помещений под офисы и магазины.
Оставьте заявку и я отправлю вам презентацию
в этом здании есть предложения по продаже
В настоящее время компания – собственник проводит комплексную реставрацию зданий пассажа с сохранением всех конструктивных элементов и декора.

В 2024 году в Москве появится благородно отреставрированный новый клубный дом «Kuznetsky Most 12 by Lalique» с апартаментами deluxe и торговой галереей. Это новый проект создаваемый девелопером в коллаборации со знаменитым французским брендом. Хрустальными изделиями Lalique будут оформлены входные группы, лобби, лифты, лестницы, галереи и холлы жилых этажей. В инфраструктуру нового клубного дома будет входить Галерея с зимним садом и предметами современного искусства Lalique.

У вас есть уникальная возможность уже сегодня прикоснуться к историческому наследию, символу Московской архитектуры, неподвластной времени.
Error get alias
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ