Первый пассаж на Тверской, который после открытия стал предметом многочисленных дискуссий

Пассаж Постникова известен своим владельцем и купцом предпринимателем, настоящим мастером по металлу.
1887 г.
Архитектор: Эйбушиц С. С.
Соавтор: Шухов В. Г.
Объект культурного наследия регионального значения в классическом стиле, эклектика
Годы строительства
ЦАО, Тверской,
ул. Тверская, 5/6
Расположение

8 ноября 1887 года в Москве состоялось торжественное открытие нового пассажа
Вот что писали Московские ведомости 11 ноября 1887 года:
«Пассаж, построенный г-ном Постниковым, по всей справедливости может быть назван лучшим украшением Тверской улицы, главной улицы Москвы. При вечернем электрическом освещении новый пассаж поражает своим блеском, и нет сомнения, что он вскоре сделается любимым местом гуляний для московской публики, которая при поразительной узости московских тротуаров вовсе не знает, что такое гуляние по улице.»
После открытия Постниковский пассаж вызывал у горожан много рассуждений и жарких дискуссий.

Во-первых, пассаж был построен на пересечении улиц Тверской и Долгоруковской (Никитский пер.). Тверская, безусловно, в то время была торговым коридором и на ней размещались многочисленные торговые лавки. Но локальным местом размещения модных пассажей в конце XIXвека был район Кузнецкого моста. Именно там московская аристократия и буржуазное общество привыкли гулять и при этом совершать покупки элитных и заграничных товаров.

В газетах 1887−1889 годов московские журналисты отмечали, что Постниковский пассаж сильно удалён от главных торговых центров Москвы в Китай-городе, на Кузнецком мосту и в Охотном ряду, что сказывалось на посещаемости его москвичами и гостями столицы.
Во-вторых, принцип построения Пассажа Постникова рушил некоторые канонические архитектурные идеи французских прототипов. Как известно, мода на строительство пассажей в Москву пришла из Франции. Характерным назначением пассажей в Париже было то, что они служили проходом между двумя параллельными улицами.
В Пассаже Постникова галереи не имели выходов на соседние улицы и находились в замкнутом пространстве, это создавало определенные неудобства для покупателей.

При всём вышесказанном, торговые помещения в Пассаже Постникова пользовались спросом у арендаторов, а московская публика быстро привыкла к новой локации торгового здания.
История строительства и архитектурные решения пассажа
В 1875 году владение по адресу Тверская, 5 принадлежало почётному гражданину города Алексееву М. И. Застройка владения состояла из двух дворов — парадного и хозяйственного. Парадный двухэтажный дом с подвалом сдавали внаём под магазины, конторы, склады.

В 1886 году владение приобретает Лидия Аркадьевна Постникова, супруга купца и почётного гражданина Дмитрия Андреевича Постникова.

Архитектор Семён Эйбушиц по заказу Постниковых создаёт проект строительства пассажа. Прежнее строение на территории парадного двора было разобрано и на его месте построили новое 4-х этажное здание пассажа. Внутри пассажа разместили 4 двухэтажных магазина-павильона, а также стеклянные перекрытия обходных галерей по системе инженера Владимира Шухова.
Проходы между строениями выложили метлахской плиткой. В центре установили фонтан. В здании разместилась торговая галерея пассажа, а также конторы, квартиры, сдаваемые внаём и меблированные комнаты. Фасады пассажа выполнены в форме эклектики с использованием классических элементов: пилястры, рустовка, сандрики фронтоны. Центральная часть фасада выделена аркой, обрамлённой рустованными колоннами.

Здание увенчано металлическим гранённым куполом с люкарнами в стилистике барокко. Фасад здания со стороны Тверской улицы украшают четыре крупных скульптуры атлантов, которые поддерживают балконы второго этажа. Эффектность зданию придаёт закруглённая угловая часть в пять осей на пересечении Никитского переулка и Тверской улицы.
В процессе эксплуатации здания Постниковы решили заменить окна первого и второго этажей на витрины. Воплощением идеи занимался архитектор Воскресенский С.Ф.
Расцвет эпохи Постниковского пассажа
Изначально проект здания задумывался как многофункциональный комплекс, что предвещало ему особую привлекательность, отличавшую от обычных доходных домов с магазинами на Тверской улице.

Пассаж Постникова был своего рода архитектурной средой — это наполненное нюансами пространство, проникновение экстерьера в интерьер. Использование малых форм, мощения, декора — всё это создавало особую среду, которая притягивала не только покупателей, но и праздных любопытных посетителей.

В Пассаже сдавалось внаём порядка 140 помещений под магазины, конторы, мастерские, квартиры и меблированные комнаты. По данным оценочных ведомостей Москвы 1909 года доход от владения составлял 71 тысячу рублей. Современная стоимость от аренды — около 115 млн. рублей.
Постниковский пассаж славился магазином своего знаменитого владельца
Дмитрий Андреевич Постников был потомственным купцом 1-й гильдии династии Постниковых.

Родоначальником бизнеса был Михаил Алексеевич Постников, который страстно увлекался коллекционированием икон и православных изделий, был меценатом и общественным деятелем. Купеческий семейный бизнес строился на продаже металлических изделий из золота, серебра и бронзы.

Предприниматели построили собственную фабрику в Москве. Предприятие Постниковых ежегодно участвовало в российских и международных выставках и было удостоено множественных знаков отличий и высших наград.

В собственном пассаже Дмитрий Постников разместил магазин «Товарищество фабрики металлических изделий А.М. Постникова». Ассортимент магазина впечатлял: посуда, вазы, столовые предметы. Изделия из драгоценных металлов: шкатулки, кубки, часы, портсигары, чернильницы и многое другое.
Львиную долю продаж фирмы составляли индивидуальные заказы. На собственной фабрике производились иконы, оклады на иконостасы, подсвечники и различная утварь для храмов.

В 1896 году фабрика Постникова создала наружные западные ворота, паникадила, подсвечники и другие принадлежности для киевского Владимирского собора.

После Революции Постниковский пассаж был национализирован. Помещения пассажа распределили разным государственным ведомствам: Высшему совету народного хозяйства РСФСР, Муниципальному управлению народным имуществом. Квартиры и меблированные комнаты сделали номерным фондом гостиницы под названием «Пассаж» и передали в Управление гостиницами.

В 1929 году часть здания занимало издательство «Рабочая правда». В этом же году начинается театральная история здания, когда часть первого этажа пассажа переоборудовали под зрительный зал. В театре в период с 1930 по 1941 годы давали выступления: театр обозрения, Государственный театр имени Мейерхольда, театр миниатюр.

С 1946 года сцена пассажа принадлежит Театру имени М. Н. Ермоловой.
В настоящее время переоборудованный бывший Постниковский пассаж продолжает занимать Театр им. М. Н. Ермоловой. На 1 этаже здания располагаются магазины и кафе. Часть здания занимает отель.
Error get alias
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ