Выставка-магазин с чугуном в центре моды и роскоши на Кузнецком мосту

Здание с позолоченными буквами на арочном фронтоне бывшего Пассажа Сан-Галли украшает собой улицу Кузнецкий мост. Московский дом художников не просто дом с богатой историей…
1896 г.
архитектор Мартынов А.А.
Год строительства
Объект культурного наследия регионального значения
Расположение
ЦАО, Мещанский, Кузнецкий мост, д.11

Первый проект Пассажа создавался в далеком 1778 году
Здание представляло собой каменное одноэтажное строение с подвалом. Проект предполагал следующее планировочное решение: строительство трёх одинаковых прямоугольных каменных строений, которые располагались на равном расстоянии друг от друга.
Учитывая тот факт, что в 1778 году почти все здания в Москве были деревянные, проектирование каменного дома, можно сказать, было научно-техническим прогрессом.
На протяжении столетия у здания были разные владельцы: графы, министры, купцы. Корпуса подвергались различным переоборудованиям, пристройкам новых деревянных объёмов и приспособлениям.
По-настоящему интересную историю здание приобрело, когда в 1880 г. владение купил Франц Карлович Сан-Галли.
Сан-Галли являлся владельцем завода по чугунолитейной и механической металлообработке. Его завод выпускал устройства водяного отопления и вентиляции, электрические и гидравлические приводы, подъёмные машины.

Сан-Галли приобретал Пассаж для открытия выставки товаров собственной фирмы, иными словами, под личный магазин или шоурум.

Во второй половине XIX века французские предприниматели, занимающиеся успешной торговлей в Москве, «принесли» моду на строительство торговых зданий, которые называли Пассажами. Пассаж от французского слова passage — проход; это здание, крытая галерея с рядом магазинов, лавок, имеющая выходы на параллельные улицы.
Дом Сан-Галли был одним из первых Пассажей в Москве
В 1883 году Франц Сан-Галли решился на переустройство всего владения. По заказу владельца архитектор Мартынов сделал новый проект. Согласно которому предполагалось сломать одноэтажный каменный флигель в центре владения и многочисленных деревянных пристроек и на этом месте возвести каменную одноэтажную встройку и перекрыть его сводом, состоящим из ажурных металлических арок со сплошным остеклением. В центре композиции располагался трёхчастный портал, составленный из широких витринных окон с полуциркульным завершением. В средней большей по размеру витрине, был сделан вход в выставочный зал. Ещё два входа предполагались в квадратных окнах -витринах по сторонам портала. Проект был реализован.

В 1910 году в пассаж провели центральный водопровод и канализацию.
знаменитые арендаторы пассажа сан-галли
Интересный исторический факт
В конце XIX века район Кузнецкого моста поистине считался и был центром французской моды. Все модники и модницы того времени одевались и шили на заказ у «своего французского портного» именно здесь.

Кузнецкий мост славился магазинами парфюма, а француженки-модистки торговали своими модными шляпками по последнему писку моды за нескромно-высокие ценники. Кузнецкий мост был любимым местом для прогулок аристократического общества в окружении шикарных ювелирных, обувных и меховых магазинов, кондитерских, книжных салонов и парикмахерских.

И именно здесь, в эпицентре модного местечка Москвы в 1883 году, Сан-Галли построил свой выставочный магазин чугунолитейного и машиностроительного завода, в котором продавали не шляпки и духи, а станки и серьёзное инженерное оборудование. К моменту обустройства здания под свой выставочный зал Франц Сан-Галли с гордостью демонстрировал паровые машины, насосы и трубы производства собственного завода.
Свободные площади Сан-Галли сдавал внаём. Доход от аренды составлял 52 тысячи рублей (по тем временам приличный доход). В пересчёте на сегодняшний день сумма составляет 80 миллионов рублей.

В рекламных объявлениях московских газет в Пассаже Сан-Галли в разные годы XIX-начала XX века размещался следующий ритейл:

  • магазин элитного хрустального завода графа Гарраха;
  • крупнейший оружейный магазин «Бернгард Э. и Ко»;
  • художественное фотоателье Фишера К. А.;
  • магазин «Рифферт»;
  • банкирская контора Смирнова и квартиры при ней;
  • магазин «Эрак»;
  • магазин «Дабо». Депо французских обоев;
  • художественный салон И. Дациаро.
В подвале находились подсобные помещения к магазину «Рифферт», кухни, кладовые, спальни мастериц, склады к магазину «Бернгарт».

В 1915 году в связи с войной немецкий магазин разгромили и помещение снял известный московский булочник Н. Д. Филиппов для организации кафе «Питтореск», что в переводе с французского означает живописный. В кафе была устроена эстрада, на которой выступали известные поэты, писатели того времени и даже ставили спектакли.

В 1918 году здание распределили в ведение театрального отдела Наркомпроса и кафе получило название «Красный петух», но просуществовало не долго и было закрыто.

В годы НЭПа здание вновь стало торговым.

В 1920-х гг. в здании Сан-Галли размещалась контора Центрального промышленного района Табачного синдиката и издательство «Московский рабочий».

С 1930 года здание использовалось для проведения художественных выставок.

В 1953 году здесь размещался Всероссийский союз кооперативных товариществ работников изобразительного искусства «Всекохудожник», а после его ликвидации и по нынешний день — Московский дом художника.

В 2001 году в здании были проведены реставрационные и отделочные работы по сохранившимся чертежам XIX века в ходе которых Пассаж был возвращен к дореволюционному виду.

Сейчас Московский дом художника объединил в своих стенах помещения для выставок и ярмарок, салон подарков, кофейню и ресторан.
Error get alias
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ