Доходный дом Фирсановой. Архитектурная жемчужина Неглинной улицы

Дом-витрина Сандуновских бань. Дом, в котором жила самая влиятельная женщина-предпринимательница дореволюционной России.
1863 г. / 1894-1896 гг.
Архитектор: Фрейденберг Б.В., Калугин С.М., Чагин В.И.
Объект культурного наследия регионального значения в стиле: бозар
Годы строительства
ЦАО, Мещанский
ул. Неглинная, д. 14., стр. 1А
Расположение

Роскошный доходный дом, расположенный на Неглинной 14, в дореволюционной Москве принадлежал комплексу Сандуновских бань. Здание являлось главным фасадом и, можно сказать, витриной Сандуновских бань. Три красиво скомпонованных купола венчают крышу. Средний купол расположен над главными воротами (или главным вестибюлем), которые вели на территорию номерных бань Сандуновского комплекса.
Ворота украшены двумя барельефами ручной художественной работы, изображающими мужскую и женскую фигуры, каждый из которых сидит на коне. Кони, выпрыгивающие из морской пены, ознаменовали связь московской банной культуры со Средиземноморьем. Здание построено в стиле бозар. Особенность данного стиля, что он включает в себя элементы барокко, ренессанса и античности.

Сандуновские бани были созданы ещё в начале XIX века. Своим названием бани обязаны первому владельцу — русскому артисту комического жанра, актёру придворного театра Екатерины II — Силе Николаевичу Сандунову. Чтобы поправить своё материальное положение, Сила приобрёл недорогой земельный участок на Неглинной улице и в 1808 году открыл на этом месте бани. Сандуны несколько раз меняли владельцев, в 1870 году бани попали сначала в заклад, а потом в собственность купцу 1-ой гильдии, миллионеру, крупнейшему лесоторговцу Российской Империи — Ивану Григорьевичу Фирсанову. После смерти Ивана Фирсанова, Сандуновские бани (как и вся недвижимость, и денежный капитал купца) перешли по наследству к его дочери — предпринимательнице и бизнес-леди Вере Ивановне Фирсановой.

В 1896 году по заказу мужа Фирсановой Алексея Ганецкого, который путешествовал по турецким и европейским баням собирая опыт, на месте старых бань в Москве построили роскошное здание новых Сандунов, затмившее другие московские бани роскошью интерьеров и качеством обслуживания.

Владимир Гиляровский так описывает в своих мемуарах Сандуны:
«надо Сандуновские бани сделать такими, каких Москва ещё не видела и не увидит. Вместо развалюхи построим дворец для бань, сделаем всё по последнему слову науки, и чем больше вложим денег, тем больше будем получать доходов»
Главным архитектором комплекса стал Борис Фрейденберг, в соавторстве с ним работали Сергей Калугин и Владимир Чагин.

Вера Ивановна реализовала идею создать из банного комплекса центр притяжения и общения респектабельных людей. Дельные люди, купцы, чиновники, адвокаты, золотая молодёжь — всех тянуло как магнитом в Сандуны. В номерных банях велись переговоры по многомиллионным сделкам и решались коммерческие вопросы. Со временем Сандуновские бани стали вторым негласным купеческим московским клубом.

Ганецкий распорядился установить в банях самое продвинутое инженерное оборудование. В банях использовались печи новейших конструкций. В Сандунов была собственная электроподстанция (вторая по счёту в Москве).

К Сандунам протянули собственный водопровод из Москвы-реки и 700-футовой скважины; при банях устроили насосную станцию и комплекс водоподъёмных машин. Фильтры воздуха в банях постоянно обновляли и помещения просушивали горячим воздухом. История строительства и технические характеристики Саундовских бань в статье Бани Саунды.

Сандуновские бани, пожалуй, единственное место в Москве, где смог побывать каждый горожанин. И мастеровой человек, и вельможа, и бедный, и богатый — все посетили торговые бани. Обеспеченные люди могли себе позволить «дворянское» отделение. Рабочий класс и беднота — в «простонародное» за 5 копеек. При этом вода, жар и пар были во всех отделениях одинаковые, только обстановка была разная.

В Сандунах постоянными посетителями были Сергей Рахманинов, Антон Чехов. Одним из частых посетителей был Фёдор Шаляпин, который впоследствии познакомился с владелицей Сандунов и стал для Веры Фирсановой настоящим другом.

В Сандуновских банях мылся Владимир Маяковский (здесь в Мужском отделении Высшего разряда стоит мраморная скамья с именной табличкой, на которой мылся знаменитый поэт). До Революции в банях были как общественные, так и приватные зоны, в том числе семейные.

1 этаж здания на Неглинной, 14 занимали самые престижные арендаторы. Знаменитый музыкальный магазин Юлия Генриха Циммермана славился по всей Российской Империи. Здесь можно было купить лучшие рояли, пианино, скрипки, виолончели.

Магазин на 1 этаже в доходном доме Фирсановой арендовал Петр Юргенсон, который посвятил свою жизнь музыкальному издательству. Торговля нотами были весьма востребованы, и фирма Юргенсона стала лучшим в мире нотным издательством.
Также на 1 этаже размещался Книжный магазин почётного гражданина, российского предпринимателя и издателя Николая Ивановича Мамонтова.
Квартиры в доходном доме Фирсановой разлетались как горячие пирожки, несмотря на заоблачную цену аренды. Любой, уважающий себя господин, желал поселиться по соседству со знаменитой предпринимательницей Москвы и владелицей Сандуновских бань.

Квартира Веры Ивановны занимала 11 комнат: спальня, кабинет с огромным трёхстворчатым окном, бильярдная, буфет, гостиная, комнаты для прислуги.

Вера Ивановна с удовольствием жила в своём собственном доходном доме. Во-первых, ей нравился городской ритм жизни и звук постоянно проезжающих экипажей под окнами её кабинета. Часто респектабельные вельможи посещали Сандуны, а затем встречались с хозяйкой для решения важных дел и заключения многомиллионных сделок. Во-вторых, Фирсанова любила музыку и наслаждалась ежедневными звуками скрипки, рояля или кларнета, доносившихся из музыкального магазина первого этажа.

Знаменитым арендатором доходного дома Веры Фирсановой был Антон Павлович Чехов. Писатель арендовал большую семейную квартиру, фасад и окна которой выходили на Звонарский переулок.

Всеми делами Сандуновских бань занимался конторщик Пётр Колченков. Контролем за книгами и отчётностью Фирсанова занималась лично, при этом в мелочи не вмешивалась.

В 1918 году после Революции Сандуновские бани были национализированы и стали называться «Госбани № 1». Вера Ивановна покинула Россию в 30-х годах и при содействии своего друга Фёдора Шаляпина эмигрировала к дочери во Францию.
Error get alias
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ