Сандуновские бани — истинная достопримечательность, дошедшая до наших дней в первозданном виде

Дворец для бань по последнему слову науки — так московские газеты писали в 1896 году после открытия Сандунов. Традиция культуры русских бань продолжается по сей день.
1863 г. / 1894-1896 гг.
Архитектор: Фрейденберг Б.В., Калугин С.М., Чагин В.И.
Объект культурного наследия регионального значения в стиле: бозар, красный кирпич, готика
Годы строительства
ЦАО, Мещанский
ул. Неглинная, д. 14., 8 строений на территории банного комплекса
Расположение

Значимым объектом культурного наследия Москвы являются Сандуновские бани. Архитектурное и инженерное чудо, построенное в конце XIX века, хорошо сохранилось и дошло до наших дней в том виде, в котором было создано архитектором Фрейденбергом в 1896 году.

Сохранённая архитектура девяти строений, отреставрированные аутентичные интерьеры, огромные залы, золотая роспись на стенах поражают воображение. Здесь, несомненно, присутствует дух исторического прошлого.

Более подробно о владельцах Сандуновских бань и об истории их возникновения Вы можете ознакомиться на сайте в статье доходный дом Фирсановой.

16 февраля 1896 году Сандуновские бани распахнули свои двери для посетителей. На официальном открытии присутствовала вся светская Москва: знаменитые и влиятельные купцы, аристократы, поэты, писатели, артисты. Все хвалили Сандуны.

Вход в Сандуновские бани был через ворота доходного дома, расположенного на Неглинной улице.
Пройдя ворота, посетитель попадал на небольшой арабский дворик.
С этого дворика гость попадал в здание бань с номерами. В номера, как в театре, вело парадное мраморное крыльцо. При входе были расположены 5 отдельных комнат для гостей, ожидающих своей очереди.

Стоимость номерных бань варьировалась от 60 копеек до 5 рублей за два часа. 5-ти рублёвых царских было всего три номера. Эти номера были снабжены всеми необходимыми принадлежностями и состояли из 5 комнат: раздевалка из чёрного мореного дуба, гостиная, будуар, баня и парильная.

Банные принадлежности: тазы и шайки были изготовлены из серебра.

В номерных банях были варианты отдельных номеров подешевле за 40 копеек, в них стояла одна только ванна.

Корпус, отведённый под номера, состоял из двух этажей. Оба этажа были абсолютно идентичны как по планировкам и расположению номеров, так и по убранству.

Общие бани, расположенные в других корпусах, разделялись по цене на 6 разрядов.
  • Мужские: 5, 10 и 50 копеек.
  • Женские: 5, 10 и 30 копеек.
Мужской разряд за 50 копеек
Так сейчас называется Высший мужской разряд.
Эти бани считаются самым главным украшением Сандуновского комплекса.

Из вестибюля ведёт лестница на 2 этаж.
На 2 этаже расположена раздевальная, отделка зала в строгом готическом стиле. На одной стене под потолком находится мозаичная картина — работа художника Фролова.
По левую сторону зала расположен ряд разноцветных окон, под ними находятся небольшие кабинеты вдоль вагонных купе для раздевания. Посреди комнаты стоят мягкие диваны. С правой стороны комнаты расположен камин.
При раздевальне имеется читальня в стиле Ренессанс и парикмахерская.

За раздевальней следует жёлтая гостиная в восточном стиле. Этот салон предназначается для некурящих.
Среди жёлто-зелёной керамики майоликой выложены арабские буквы. Банщики объясняли, что читать нужно справа налево и тогда получится по-турецки: «С лёгким паром вас!».

Из раздевальной двери ведут в мыльную комнату, которая представляет собой просторный зал. Новичка мыльная поражала своим светом и убранством. В мыльной при входе стоят шесть душей с разными давлениями и температурой.
Далее дверь во вторую мыльную комнату с повышенной температурой и 2-мя душами Шарко. Из этой комнаты можно попасть в Ирландскую сухую баню. Направо из большой мыльни вход в русскую горячую баню — парильню.

Мужское отделение высшего разряда отличается от других бассейном для купания, построенном в помпейском стиле.
Бассейн считается примечательностью Сандуновских бань. Колонны из итальянского мрамора. Стены облицованы норвежским мрамором. Сверху падает свет через стеклянный потолок. Ёмкость бассейна составляла 12 000 вёдер. Обмен воды происходит постоянно. Чаша бассейна облицована английским фарфором.

Посетители, привыкшие к суровым погодным условиям и холодным зимам, не могли представить себе такой роскоши, как плавание в бассейне в морозный день при температуре воды плюс 27 градусов.
Женский разряд по 30 копеек
Через небольшую прихожую, посетительница заходила в обширную комнату, разделённую по всей длине деревянной перегородкой. Перегородка была ручной художественной работы и сделана из амаранта и цель перегородки была предохранить раздевающегося от холодного воздуха, приносимого посетителями. За перегородкой размещалась раздевальня с мягкими диванами. Ковёр, портьеры и зеркала придавали уютный вид комнате в стиле Людовика XIV. Гостиная наполнена мягкой мебелью, украшена плафонами, на потолке картина молодого художника Томашка: маркизы с кавалерами в райском саду.

В глубине коридора дверь, ведущая в мыльную комнату с мраморными скамейками. В мыльной стоял облицованный фарфором бассейн с постоянно меняющейся водой. Из мыльни две двери: одна, ведущая в парильню, и вторая — в комнату, где стояло 2 ванны. Женщины очень любили подолгу полежать в ванной, поэтому нередко образовывались очереди за заветное место в ванне.
Мужская и женская за 5 копеек
Эти бани немного уступали по отделке и убранству, в них стояла простая, недорогая мебель. Главное внимание при их устройстве было обращено на чистоту, свет и вентиляцию. Мыльная комната снабжена широкими скамейками, пол по особому образцу. Огромная парильня, примыкающая к мыльной комнате. В этом отделении бань был душ и бассейн, в котором также как и в бассейне Помпеевского зала, непрерывно менялась вода. Бассейн помещён на открытом воздухе во дворике, окружённом высокими каменными стенами.

В общем, вода, жар и пар были во всех отделениях одинаковые, только обстановка была разная.

Владельцы Сандуновских бань (Вера Фирсанова и её муж Алексей Ганецкий) обеспечили бани самым продвинутым инженерным оборудованием.
Для постройки Сандуновских бань было составлено несколько проектов, из них был выбран один — проект архитектора Фрейденберга. Для решения инженерных вопросов была создана техническая комиссия, в состав которой входили лучшие московские и петербургские специалисты. Фрейденберг лично руководил стройкой, правда, когда строительный процесс подходил к завершению архитектору пришлось уехать из России для решения личных вопросов, поэтому окончание строительства Сандунов проходило под руководством архитектора Сергея Калугина. Борис Фрейденберг работал при ближайшем сотрудничестве с архитектором академии художеств Владимиром Чагиным.

Гигиеничность бань. При основании Сандуновских бань одним из главных критериев было соблюдение санитарных норм и гигиеничности. Причём санитарные требования соблюдались не только в дорогих отделениях по 50 коп., но и в общих 5-ти копеечных отделениях. Стены бань регулярно мылись и проходили сан. обработку. Ванны были эмалированные или фарфоровые — они также как и стены легко мылись и обрабатывались. Воздух в банях всегда был чист (без копоти) благодаря вентиляции.
При банях существовал врачебный надзор (специально обученные служащие), следивший за чистотой бань во избежание распространения какой-либо заразы.

Водоснабжение. При устройстве бань задача о водоснабжении представляет одну из самых важных. Не имея качественной и недорогой воды, невозможно создать хорошую санитарную обстановку и эксплуатацию. Потребность Сандуновских бань в воде составляла 20 000 вёдер в час в среднем сутки. Получать такое количество воды из городского водопровода было проблематично, так как такой объём воды составлял 1/3 от всего поступаемого объёма воды в Москву необходимой для городского потребления и отопления.

В Сандуновских банях была построена собственная наносная станция. Новейшая система механических фильтров системы Нептун (заимствованная в Соединённых Штатах Америки) отлично справлялась для очищения речных вод. При строительстве Сандунов было поставлено 8 фильтрующих батарей Нептун, каждая из которых способна фильтровать до 1 000 вёдер в час.
Водонагрев. Для нагревания воды в банях поставлено 3 котла московского завода Мюллер, Фугельзанг и Ко общей ёмкости 15 000 вёдер каждый котёл. В случае необходимости любой из котлов можно было отключить в любое время.
Электрическое освещение. В банях было устроено около 1 000 лампочек накаливания. Энергия для электрического освещения обеспечивалась за счёт специальной банной станции. В ней было установлено 3 водотрубных (безопасных от взрыва) котла завода Фицнер и Гампер, 2 паровые машины завода Эшер Вис и Ко в 120 индикаторных сил каждая; вместе с ними на одном валу находились динамо-электрические машины завода Эрликон мощностью в 65 000 ватт при 110 вольтах каждая.
На станции в отдельном помещении находилась батарея аккумуляторов ёмкостью 600 ампер-часов, поставленная первым московским аккумуляторным заводом Торгового дома Розенталь Ф. И. Аккумуляторная батарея предназначалась для дежурного освещения ночью, а также освещения подвалов и тоннелей днём. Устройство станции и всё электрическое освещение производилось под наблюдением инженера Бышенцева К.Н.

Особая вентиляция. Банные помещения обслуживала специальная банная вентиляция, обеспечивающая двухкратный обмен воздуха в часть с помощью введения чистого подогретого воздуха из особых камер и извлечением испорченного воздуха вытяжными трубами. В подвале главного банного корпуса установили 2 больших цилиндрических паровых котла, в каждом было две внутренние топки. Оба котла были снабжены предохранителями, обеспечивающими безопасность от взрыва. Котлы отапливались нефтяными остатками, пульверизируемыми с помощью пара.

Во всех подразделениях бань устроено водяное отопление. Для этой цели каждое отделение снабжено особым пароводяным котлом в подвале. Все полы банных помещений на 1 этаже были всегда подогреты за счёт проходящими под полом паровыми магистралями или особыми паровыми трубами. В номерным корпусах и раздевалках не было водяного отопления, обогрев шёл за счёт притока тёплого воздуха из вентиляционных камер. Все краны для управления приборами отопления находились в коридорах и были не доступны для посетителей.
Некоторые парильни были снабжены паровыми батареями (взамен каменок), температура в такой парильне достигала 50 градусов при вполне сухом воздухе. Такая парильня с горячим и сухим воздухом была весьма распространена за границей, в России же традиционно посетители любили парильни с каменками.

В Сандунах постоянными посетителями были Александр Пушкин, Сергей Рахманинов, Антон Чехов, Александр Грибоедов. Сандуны любил Фёдор Шаляпин, он нередко звонко распевался для собственного удовольствия под душем и говорил, что звучание в банях лучше, чем в театре. После посещения Сандунов Шаляпин ходил пешком до ресторана Эрмитаж на Неглинной улице, чтобы отобедать у своего любимого повара Люсьена Оливье.

В Сандуновских банях мылся Владимир Маяковский (в Мужском зале Высшего разряда есть мраморная скамья с именной табличкой поэта). До Революции в банях существовали как общественные, так и приватные зоны, в том числе семейные.

Сандуновские бани по-прежнему работают и ждут своих посетителей 365 дней в году. Банный комплекс сохраняет свои традиции и всё так же считается одним из лучших в Москве. Правда так сразу в Сандуны не попадёшь, лучше заранее бронировать номерную баню или место в Общественном разряде. При банях работают прачечная, чистка обуви, ресторан.
Error get alias
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ